Пояснительная записка 1. Нормативные основания составления учебного плана Учебный план МАДОУ – детский сад № 453 «Радуга детства» на 2023 – 2024 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: ‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; ‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; ‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; ‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; ‒ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; ‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); ‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); ‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); ‒ Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ (ред. От 17.10.2013) «Об образовании в Свердловской области»; ‒ Устав МАДОУ – детского сада № 453 «Радуга детства»; ‒ Программа развития МАДОУ - детского сада № 453 «Радуга детства» (Приказ № 30/1-од от 24 мая 2022 г.). 2. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 1.2.3685-21). Учебный план МАДОУ – детский сад № 453 «Радуга детства» на 20232024 год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. В учебном плане объединены обязательная часть и часть, формируемой участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) в группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, изучать естественные науки совокупно с инженерией, технологией и математикой, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс: - программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»/ И. Каплунова, И. Новоскольцева. Издательство «Лансье», СанктПетербург 2021г. - «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»/ парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество/ Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», Москва 2019г. - Толстикова О.В. «Мы живем на Урале» : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. – 62с. В соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности, содержание педагогической работы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие», которые входят в структуру занятий. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп: Продолжительность занятий: - для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста: - в группе раннего возраста не превышает 20 минут; - в младшей группе не превышает 30 минут; - в средней группе не превышает 40 минут; - в старшей группе 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна; - в подготовительной группе не превышает 90 минут. В середине занятия проводятся физкультурные минутки, динамические паузы не менее 2 минут. Продолжительность перерывов между занятиями – не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (для детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности по освоению ОП ДО) на 2023-2024 учебный год Модуль образовательной деятельности (образовательные области) 1 Физическое развитие Направление развития и образования детей 2 Физическая культура (основная гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения) Возрастные группы и объем занятий в неделю (кол-во/минуты) Группа Младшая Средняя Старшая Подготовительная раннего (3-4 года) (4-5 лет) (5-6 лет) (6-7 лет) возраста (1,5-3 года) 3 4 5 6 7 Обязательная часть образовательной программы Двигательная деятельность 20 минут/2 30 минут/2 40 минут/2 50 минут/2 60 минут/2 Коммуникативная деятельность Речевое развитие Речевое развитие (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь) Подготовка к обучению грамоте 10 минут/1 15 минут/1 20 минут/0,5 25 минут/1 30 минут/1 - - 20 минут/0,5 25 минут/1 30 минут/1 Познавательно-исследовательская деятельность Познавательное развитие Математические представления 10 минут/1 15 минут/1 20 минут/1 25 минут/1 30 минут/1 Окружающий мир, природа 10 минут/0,5 15 минут/0,5 20 минут/0,5 25 минут/0,5 30 минут/1 10 минут/0,5 15 минут/0,5 20 минут/0,5 25 минут/0,5 30 минут/1 Сенсорные эталоны и познавательные действия (экспериментирова ние) Примечание 8 Социальнокоммуникативное развитие Формирование основ гражданственности и патриотизма Социальные отношения Трудовое воспитание Художественноэстетическое развитие Формирование основ безопасного поведения (ОБЖ)/ Формирование основ здорового образа жизни (ЗОЖ) Приобщение к искусству Изобразительная деятельность: рисование Изобразительная деятельность: лепка Изобразительная деятельность: аппликация Изобразительная деятельность: народное декоративноприкладное искусство Изобразительная деятельность: Прикладное творчество (объемные поделки из разных материалов, в том числе природных, элементы оригами - 30 минут/1 10 минут/0,5 15 минут/0,5 20 минут/0,5 25 минут/0,5 30 минут/0,5 10 минут/0,5 15 минут/0,5 20 минут/0,5 25 минут/0,5 30 минут/0,5 10 минут/1 15 минут/0,5 20 минут/0,5 25 минут/0,5 30 минут/0,5 10 минут/1 15 минут/0,5 20 минут/0,5 25 минут/0,5 30 минут/0,5 - 15 минут/0,5 20 минут/0,5 25 минут/0,5 30 минут/0,5 - 15 минут/0,5 20 минут/0,5 25 минут/0,5 30 минут/0,5 - - - 80 мин/ 120 мин/ 160 мин/ 225 мин/ 8 занятий 8 занятий 8 занятий 9 занятий Часть, формируемая участниками образовательных отношений Музыкальная деятельность Итого в обязательной части ОП: Художественноэстетическое развитие Художественноэстетическое развитие Познавательное развитие 330 мин/ 11 занятий Музыкальная деятельность 20 минут/2 30 минут/2 40 минут/2 50 минут/2 60 минут/2 Конструктивная деятельность - - - 25 минут/1 30 минут/1 - - - 25 минут/0,5 30 минут/0,5 - - - 25 минут/0,5 30 минут/0,5 20 мин/ 2 занятия 30 мин/ 2 занятия 40 мин/ 2 занятия 100 мин/ 4 занятия 120 мин/ 4 занятия 90 мин Формирование представлений о Родине и Отечестве ("Разговоры о главном") Формирование представлений о родном крае Урале Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более Продолжительность перерывов между занятиями, не менее Итого в неделю занятий по освоению ОП ДО: 20 мин 30 мин 40 мин 50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин 10 минут 10 минут 10 минут 10 минут 10 минут 100 мин/ 10 занятий 150 мин/ 10 занятий 200 мин/ 10 занятий 325 мин/ 13 занятий 450 мин/ 15 занятий Образовательная деятельность реализуется в форме «Культурных практик»