Аннотация к рабочей программе воспитателя младшей группы № 1 «Карамельки» Рабочая программа разработана на основании ООП ДО МАДОУ - детский сад № 453 «Радуга детства» в соответствии с ФГОС ДО и учётом примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой Рабочая программа реализуется в группе общеразвивающей направленности для детей младшего возраста 3-4 лет. Срок реализации данной рабочей программы 1 год. Рабочая программа разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами МАДОУ. В основе реализации программы - модель организации образовательного процесса, определяющая разностороннее развитие ребенка (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое), охватывающая все основные моменты их жизнедеятельности. Цель рабочей программы: Проектирование социальных ситуаций развития детей и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, личностное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, мотивацию и поддержку индивидуальности каждого ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Задачи рабочей программы: – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; – обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; – формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; Значимые характеристики для разработки рабочей программы В качестве значимых характеристик рабочей программы выступают индивидуальные особенности детей 2 младшей группы «Солнышки» в МАДОУ: • развивается игровая деятельность: усложнение игровых замыслов, формируются длительные игровые объединения; • отношения со взрослыми: вне ситуативно – деловое и вне ситуативно личностное; взрослый – источник информации, собеседник; 1 • отношения со сверстниками - ситуативно – деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, формируются предпочтения в общении. Эмоции - преобладание ровного оптимистичного настроения; • способ познания - общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование; • объект познания - предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы; • знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности; • развитие целенаправленного запоминания, объем памяти 8 – 10 предметов из 10, 4- 5 действий; • мышление наглядно – образное, продолжает формироваться логическое мышление. Развивается творческое воображение. Содержание Программы направлено на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: Познавательное развитие: Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Благодаря программе «СамоЦвет» у детей формируется ориентация на духовнонравственные и социокультурные ценности и традиции страны, региона Среднего Урала, народа и народностей, культурное окружение, географические условия, экономические цели и стратегии развития региона Среднего Урала и другие аспекты окружающей образовательную организацию среды. Программа раскрывает принципы, содержание, возможные методы и приемы, техники, подходы к реализации воспитательного потенциала совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающем ценностнонасыщенном образовательном пространстве, раскрывает особенности создания условий для овладения культурными средствами деятельности и общения, в системе отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. Одним из результатов реализации программы станет принятие и уважение детьми дошкольного возраста ценности «Семьи», «Здоровья», «Труда и творчества», «Социальной солидарности», правил и норм поведения. Программа опирается на методологию, основные теоретические положения и идеи культурно-исторического, деятельностного, системного и аксиологического подходов, ориентирует на создание эффективной образовательной развивающей и развивающейся среды, в партнерском взаимодействии образовательной организации и семьи. В программу «От Фребеля до робота, растим будущих инженеров» входит образовательный проект «Лего-конструирование- шаг к техническому творчеству, который способствует: 2 - развитию способностей к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; -умению группировать предметы; -умению проявлять осведомленность в разных сферах жизни; -свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре); -умению создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез. • Социально-коммуникативное развитие: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. • Речевое развитие: Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. • Художественно-эстетическое развитие: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.). • Физическое развитие: Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Взаимодействие с родителями 3 Содержательный раздел рабочей программы содержит перспективный план работы с родителями детей 2 младшей группы № 1 «Карамельки» Формы и активные методы сотрудничества с родителями: родительские собрания, педагогические беседы с родителями, консультации, выставки детских работ; совместные выставки; анкетирование; совместные праздники, развлечения; папки передвижки; размещение информации на официальном сайте МАДОУ - детский сад № 453 «Радуга детства». Планируемые результаты освоения программы содержат: 1. Целевые ориентиры образования содержат социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. 2. Систему оценки результатов освоения Рабочей Программы. В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Основной формой учёта результатов обследования развития и продвижения каждого воспитанника в образовательном пространстве МАДОУ является карта индивидуального развития ребенка. 3. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: • деятельностных умений ребенка; • интересов, предпочтений, склонностей ребенка; • личностных особенностей ребенка; • поведенческих проявлений ребенка; • особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; • особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. Рабочая программа включает описание: материально-технического обеспечения; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; распорядок и режим дня на холодный и тёплый период года; расписание непрерывной образовательной деятельности; Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий; Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театральной игровая деятельность. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, конструкторы и игрушки, модели и прочее. 4