Аннотация к рабочей пронрамме учителя-логопеда

Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда
Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ –
детский сад № 453 «Радуга детства» осуществляется в условиях логопедического пункта.
Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ
вводится должность учителя-логопеда.
Актуальностью написания рабочей программы является анализ реальной ситуации,
сложившейся в настоящее время, который показывает, что количество детей, имеющих
отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть
составляют дети 5 – 7-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки теми или
иными компонентами речи.
Рабочая

программа

учителя-логопеда

разработана

для

детей

старших

и

подготовительных групп, имеющих нарушения в речевом развитии, сроком на 1 год.
Рабочая программа разработана в соответствии с действующим законодательством,
нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальными
актами МАДОУ, регулирующими его деятельность.
Цель рабочей программы – преодоление отклонений в развитии устной речи детей
дошкольного возраста в условиях логопункта.
Задачи рабочей программы:

1.

Выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений

устной речи у детей дошкольного возраста.

2.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-

речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами:
- формирование и развитие фонематического слуха;
- коррекция нарушений звукопроизношения;
- развитие навыков звуковой аналитико-синтетической деятельности;
- уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи на базе правильно произносимых ребенком звуков.
3. Оценка результатов логопедической помощи детям и определение степени их речевой
готовности к школе.
4. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, педагогами
МАДОУ.

1

5. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и
родителей детей, посещающих детский сад.
На 2022-2023 учебный год на логопункт зачислены дети с логопедическими
заключениями:
Логопедическое заключение

4–5

5 – 6 лет

6–7

лет

лет

ОНР III уровня

1

7

13

ОНР II уровня

1

1

-

ФФНР

4

15

7

Нарушение зрения

-

-

1

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопедическом
пункте конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые
нарушения: ФФНР, ОНР. На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных
игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей,
преодоления

эмоционального

напряжения,

развития

мотивации

к

участию

в

организованной взрослым деятельности. Логопедическое воздействие осуществляется
различными методами, среди которых выделяются наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные –
на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические
методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения
специальных игр и упражнений, например, наглядного моделирования. Материал для
закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он
одновременно

способствовал

расширению и

уточнению

словаря,

грамматически

правильной речи, умению правильно строить предложения и развитию связной речи.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной
программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет
правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой
нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и
интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями
работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; умеет
дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие
2

и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение
заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит
цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез
слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять
стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые
слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки
значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной
речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе,
роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет
рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую
фразу.
Успех коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи,
во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда и родителей
воспитанников. После проведения логопедического обследования учитель-логопед
предоставляет родителям полную и подробную информацию о речевых и неречевых
нарушениях,

выявленных у ребенка,

разъясняет

индивидуальную

коррекционно-

развивающую программу работы с ребенком и делает акцент на необходимости совместной
согласованной работы педагогов и родителей.
Также учитель-логопед знакомит родителей со всеми логопедическими установками
и требованиями, необходимыми для налаживания общего и речевого режима в домашних
условиях. Рабочая программа предусматривает:
- активное участие родителей в мероприятиях детского сада (посещение открытой
образовательной деятельности, консультации, праздники, родительские собрания и др.);
- оказание помощи ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической
тетради;
- систематические занятия с ребенком дома по закреплению изученного в процессе
логопедической работы материала, по автоматизации поставленных звуков;
- создание положительного эмоционального настроя на работу с учителем-логопедом,
формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить
правильно.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта
детского сада общеразвивающего вида. Количество детей, одновременно занимающихся на
логопункте, составляет 50 человек в течение года (на 2,0 ставки логопеда). Логопедическая
3

работа с воспитанниками проводится 2 раза в неделю, носит индивидуальный и
подгрупповой

характер.

Продолжительность

занятия

не

превышает

время,

предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и санитарноэпидемиологическими правилами, и нормами: на индивидуальное занятие отводится 15
минут, на подгрупповое – 20 минут. Индивидуальные занятия реализуют основную цель –
подбор комплексных упражнений, направленных на устранение нарушений звуковой
стороны речи. В процессе индивидуальной работы ребенок овладевает правильной
артикуляцией каждого изучаемого звука и проходит автоматизацию звука в облегченных
фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной
слоговой структуры.
Коррекционная работа в подгруппах дает учителю-логопеду возможность варьировать
цели и содержание данной деятельности в зависимости от задач коррекционной работы,
речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года,
когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило,
объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков.
Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает
возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение
грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом
всего объема речевой работы. Так же на занятиях в подгруппах происходит закрепление
лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и
формированию фонематического восприятия.
Для подгрупповых занятий воспитанники объединяются по 2-3 человека по признаку
однотипности нарушения звукопроизношения, а также, когда присутствуют элементы
фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи.
Планирование логопедической работы с детьми с ФФНР и ОНР разделено на 3
периода:
I период – вторая половина сентября - первая половина ноября, 9 недель, 18 занятий.
II период – вторая половина ноября – первая половина февраля, 12 недель, 24 занятия.
III период – вторая половина февраля – первая половина мая, 12 недель, 24 занятия.
Всего 66 занятий в год.
Для успешной реализации рабочей программы создана развивающая предметнопространственная среда логопедического кабинета, которая учитывает уровень развития и
возраст детей, обеспечивает разностороннее развитие детей. Пособия содержательно
насыщены, трансформируемы, полифункциональны, вариативны, доступны и безопасны.
4

Таким образом, данная рабочая программа доступна к применению на дошкольном
логопедическом пункте. С ее помощью у воспитанников с нарушениями речи сформируется
полноценная фонетическая система языка, разовьются навыки звуко-слогового анализа и
синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется
связная монологическая речь, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».