Пояснительная записка
1. Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план МАДОУ – детского сада № 453 «Радуга детства» на 2024 – 2025 учебный
год разработан в соответствии со следующими документами:
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
‒ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано
в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
"Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №
373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
‒ Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ (ред. От 17.10.2013) «Об
образовании в Свердловской области»;
‒ Образовательная программа дошкольного образования (далее - ОП ДО);
‒ Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее - АОП
ДО);
‒ Устав МАДОУ – детского сада № 453 «Радуга детства»;
‒ Программа развития МАДОУ - детского сада № 453 «Радуга детства» (Приказ № 30/1од от 24 мая 2022 г.).
2. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений;
количественные
характеристики с учетом СанПиН 1.2.3685-21).
Учебный план МАДОУ – детский сад № 453 «Радуга детства» на 2024-2025 год
является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных
областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий, при этом данное
распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность
варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный год (образовательный период) начинается со 2 сентября и заканчивается 30
мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое
пребывание воспитанников.
ОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений (п.2.9. ФГОС ДО). Выполнение обязательной части
составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение ФОП
ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%.
Обязательная часть в группах общеразвивающей направленности представлена в
соответствии с ФОП ДО (Федеральной образовательной программой дошкольного
образования), частью которой является программа воспитания.
Обязательная часть в группах компенсирующей направленности с учетом
особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представлена
АОП ДО с учетом использования ФАОП ДО (Федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования) для детей с ТНР, частью которой
является программа воспитания.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в группах
общеразвивающей и компенсирующей направленности представлена следующими
программами:
- «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»/ парциальная
модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе
познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество/ Т.В.
Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», Москва
2019г. – 112 с.
- образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст
/ О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская; Министерство
образования и молодёжной политики Свердловской области, Государственное автономное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО
«ИРО», 2019. – 438 с.
- образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: младенческий,
ранний возраст / О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская;
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области,
Государственное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».
– Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 300 с.
- «Ладушки» - программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста,
И.Каплунова, И.Новоскольцева, «Лансье» г. Санкт-Петербург, 2021
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно
реализовать социальный заказ на образовательные услуги, изучать естественные науки
совокупно с инженерией, технологией и математикой, учитывать специфику национальнокультурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
В соответствии с ОП ДО и АОП ДО в обязательной части учебного плана определено
время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных
областей, с выделением видов образовательной деятельности. Содержание педагогической
работы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие», которые входят в структуру занятий. Они
реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с
СанПиНом 1.2.3685-21, учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников групп:
Продолжительность занятий:
- для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста:
- в группе раннего возраста не превышает 20 минут;
- в младшей группе не превышает 30 минут;
- в старшей группе 50 минут
(или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна);
- в подготовительной группе не превышает 90 минут.
В середине занятия проводятся физкультурные минутки, динамические паузы не
менее 2 минут.
Продолжительность перерывов между занятиями – не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
В группах компенсирующей направленности образовательная деятельность по
коррекции речи детей проводится учителем-логопедом.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который
позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организовываются занятия по
физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей
медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей
погодным условиям.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(для детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и коррекционной направленности по освоению ОП ДО и АОП ДО)
на 2024-2025 учебный год
Модуль
образовательной
деятельности
(образовательные
области)
1
Физическое
развитие
Направление развития и
образования детей
2
Группа раннего
возраста
(2-3 года)
Возрастные группы и объем занятий в неделю (кол-во/минуты)
Младшая
Старшая
Подготовительная
Подготовительная
(3-4 года)
(5-6 лет)
(6-7 лет)
коррекционная
(6-7 лет)
3
4
Обязательная часть образовательной программы
Двигательная деятельность
Физическая культура в помещении
(основная гимнастика, подвижные
игры, спортивные упражнения)
Физическая культура
на открытом воздухе
5
6
7
60 минут/2
20 минут/2
30 минут/2
50 минут/2
60 минут/2
-
-
25 минут/1
30 минут/1
25 минут/1
30 минут/1
60 минут/2
(логопедическое
занятие)
25 минут/1
30 минут/1
30 минут/1
(логопедическое
занятие)
Коммуникативная деятельность
Речевое
развитие
Речевое развитие
(формирование словаря, звуковая
культура речи, грамматический строй,
связная речь)
Подготовка к обучению грамоте
Интерес к художественной литературе
10 минут/1
15 минут/1
-
Познавательно-исследовательская деятельность
Познавательное
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Математические представления и
сенсорные эталоны
10 минут/1
15 минут/1
25 минут/1
30 минут/1
30 минут/1
Окружающий мир, природа,
экспериментирование
10 минут/1
15 минут/1
25 минут/1
30 минут/1
30 минут/1
30 минут/1
30 минут/1
Формирование основ
гражданственности и патриотизма
Социальные отношения
Трудовое воспитание
Формирование основ безопасного
поведения
-
10 минут/1
15 минут/1
Приобщение к искусству
Художественноэстетическое
развитие
Музыкальная деятельность
30 минут/2
50 минут/2
60 минут/2
60 минут/2
10 минут/1
15 минут/1
25 минут/1
30 минут/1
30 минут/1
10 минут/1
15 минут/0,5
25 минут/0,5
30 минут/0,5
30 минут/0,5
-
15 минут/0,5
25 минут/0,5
30 минут/0,5
30 минут/0,5
100 мин/
150 мин/
275 мин/
10 занятий
10 занятий
11 занятий
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Музыкальная деятельность
360 мин/
12 занятий
360 мин/
12 занятий
Изобразительная деятельность:
аппликация
Художественноэстетическое
развитие
20 минут/2
Изобразительная деятельность:
рисование
Изобразительная деятельность: лепка
Итого в обязательной части:
Конструктивная деятельность
Формирование представлений о
Родине и Отечестве ("Разговоры о
главном")
Познавательное
развитие
Формирование представлений о
родном крае Урале
Итого в части, формируемой участниками
образовательных отношений
Продолжительность дневной суммарной образовательной
нагрузки для детей дошкольного возраста,
не более
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста,
не более
Продолжительность перерывов между занятиями, не менее
Итого в неделю занятий по освоению ОП ДО:
25 минут/1
30 минут/1
30 минут/1
-
-
25 минут/1
30 минут/1
30 минут/1
25 минут/1
30 минут/1
30 минут/1
-
-
90 мин/
3 занятия
90 мин/
3 занятия
20 мин
30 мин
75 мин/
3 занятия
50 мин или 75 мин
при организации 1
занятия после
дневного сна
90 мин
90 мин
10 мин
15 мин
25 мин
30 мин
30 мин
10 минут
100 мин/
10 занятий
10 минут
150 мин/
10 занятий
10 минут
350 мин/
14 занятий
10 минут
450 мин/
15 занятий
10 минут
450 мин/
15 занятий
Образовательная деятельность реализуется в форме «Культурных практик»