Пояснительная записка 1. Нормативные основания составления учебного плана Учебный план МАДОУ – детского сада № 453 «Радуга детства» на 2024 – 2025 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; ‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; ‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; ‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; ‒ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; ‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); ‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847); ‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149); ‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); ‒ Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ (ред. От 17.10.2013) «Об образовании в Свердловской области»; ‒ Образовательная программа дошкольного образования (далее - ОП ДО); ‒ Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее - АОП ДО); ‒ Устав МАДОУ – детского сада № 453 «Радуга детства»; ‒ Программа развития МАДОУ - детского сада № 453 «Радуга детства» (Приказ № 30/1од от 24 мая 2022 г.). 2. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 1.2.3685-21). Учебный план МАДОУ – детский сад № 453 «Радуга детства» на 2024-2025 год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Учебный год (образовательный период) начинается со 2 сентября и заканчивается 30 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. ОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (п.2.9. ФГОС ДО). Выполнение обязательной части составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение ФОП ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Обязательная часть в группах общеразвивающей направленности представлена в соответствии с ФОП ДО (Федеральной образовательной программой дошкольного образования), частью которой является программа воспитания. Обязательная часть в группах компенсирующей направленности с учетом особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представлена АОП ДО с учетом использования ФАОП ДО (Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования) для детей с ТНР, частью которой является программа воспитания. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности представлена следующими программами: - «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»/ парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество/ Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», Москва 2019г. – 112 с. - образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская; Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с. - образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: младенческий, ранний возраст / О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская; Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 300 с. - «Ладушки» - программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, И.Каплунова, И.Новоскольцева, «Лансье» г. Санкт-Петербург, 2021 Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, изучать естественные науки совокупно с инженерией, технологией и математикой, учитывать специфику национальнокультурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с ОП ДО и АОП ДО в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности. Содержание педагогической работы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие», которые входят в структуру занятий. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп: Продолжительность занятий: - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста: - в группе раннего возраста не превышает 20 минут; - в младшей группе не превышает 30 минут; - в старшей группе 50 минут (или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна); - в подготовительной группе не превышает 90 минут. В середине занятия проводятся физкультурные минутки, динамические паузы не менее 2 минут. Продолжительность перерывов между занятиями – не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В группах компенсирующей направленности образовательная деятельность по коррекции речи детей проводится учителем-логопедом. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (для детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и коррекционной направленности по освоению ОП ДО и АОП ДО) на 2024-2025 учебный год Модуль образовательной деятельности (образовательные области) 1 Физическое развитие Направление развития и образования детей 2 Группа раннего возраста (2-3 года) Возрастные группы и объем занятий в неделю (кол-во/минуты) Младшая Старшая Подготовительная Подготовительная (3-4 года) (5-6 лет) (6-7 лет) коррекционная (6-7 лет) 3 4 Обязательная часть образовательной программы Двигательная деятельность Физическая культура в помещении (основная гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения) Физическая культура на открытом воздухе 5 6 7 60 минут/2 20 минут/2 30 минут/2 50 минут/2 60 минут/2 - - 25 минут/1 30 минут/1 25 минут/1 30 минут/1 60 минут/2 (логопедическое занятие) 25 минут/1 30 минут/1 30 минут/1 (логопедическое занятие) Коммуникативная деятельность Речевое развитие Речевое развитие (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь) Подготовка к обучению грамоте Интерес к художественной литературе 10 минут/1 15 минут/1 - Познавательно-исследовательская деятельность Познавательное развитие Социальнокоммуникативное развитие Математические представления и сенсорные эталоны 10 минут/1 15 минут/1 25 минут/1 30 минут/1 30 минут/1 Окружающий мир, природа, экспериментирование 10 минут/1 15 минут/1 25 минут/1 30 минут/1 30 минут/1 30 минут/1 30 минут/1 Формирование основ гражданственности и патриотизма Социальные отношения Трудовое воспитание Формирование основ безопасного поведения - 10 минут/1 15 минут/1 Приобщение к искусству Художественноэстетическое развитие Музыкальная деятельность 30 минут/2 50 минут/2 60 минут/2 60 минут/2 10 минут/1 15 минут/1 25 минут/1 30 минут/1 30 минут/1 10 минут/1 15 минут/0,5 25 минут/0,5 30 минут/0,5 30 минут/0,5 - 15 минут/0,5 25 минут/0,5 30 минут/0,5 30 минут/0,5 100 мин/ 150 мин/ 275 мин/ 10 занятий 10 занятий 11 занятий Часть, формируемая участниками образовательных отношений Музыкальная деятельность 360 мин/ 12 занятий 360 мин/ 12 занятий Изобразительная деятельность: аппликация Художественноэстетическое развитие 20 минут/2 Изобразительная деятельность: рисование Изобразительная деятельность: лепка Итого в обязательной части: Конструктивная деятельность Формирование представлений о Родине и Отечестве ("Разговоры о главном") Познавательное развитие Формирование представлений о родном крае Урале Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более Продолжительность перерывов между занятиями, не менее Итого в неделю занятий по освоению ОП ДО: 25 минут/1 30 минут/1 30 минут/1 - - 25 минут/1 30 минут/1 30 минут/1 25 минут/1 30 минут/1 30 минут/1 - - 90 мин/ 3 занятия 90 мин/ 3 занятия 20 мин 30 мин 75 мин/ 3 занятия 50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна 90 мин 90 мин 10 мин 15 мин 25 мин 30 мин 30 мин 10 минут 100 мин/ 10 занятий 10 минут 150 мин/ 10 занятий 10 минут 350 мин/ 14 занятий 10 минут 450 мин/ 15 занятий 10 минут 450 мин/ 15 занятий Образовательная деятельность реализуется в форме «Культурных практик»