05.02.2018
Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции. Поэтому так важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к здоровому образу жизни у детей. В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни, которую организуют педагоги. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей.
Наблюдения показывают, что у детей нашей группы недостаточно сформированы представления о здоровом образе жизни. В связи с этим была разработана и проведена воспитательно – оздоровительная работа с детьми в данном направлении.
Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
• продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека;
• воспитывать культурно – гигиенические навыки;
• воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов;
• развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием;
• формировать представления о значении физических упражнений для организма человека.
Для достижения поставленной цели и решения задач был разработан план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей.
Работа проводилась по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Работа с родителями
4. Обмен опытом с воспитателями
Для полноценного физического развития ребенка в ДОУ реализованы следующие условия:
• Музыкальный, физкультурный залы
• Физкультурные уголки в группах
• Медицинский кабинет
• Спортивная площадка
Для достижения поставленных задач использовались следующие методические приемы:
• рассказы и беседы воспитателя;
• заучивание пословиц о здоровье;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• чтение художественной литературы;
• просмотр мультфильмов;
• сюжетно-ролевые игры;
• дидактические игры;
• игры-забавы;
• подвижные игры;
• пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастики;
• самомассаж;
• физкультминутки.
Формы работы:
• утренняя гимнастика (ежедневно);
• физкультурные занятия;
• музыкально – ритмические занятия;
• НОД;
• прогулки с включением подвижных игр;
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях;
• гимнастика пробуждения после дневного сна (ежедневно);
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• ходьба по дорожкам здоровья;
• спортивные досуги, развлечения;
• беседы;
• консультации;
• родительские собрания.
1. Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:
• Беседы и занятия на темы:
- «Полезная и вредная пища»
- «Что такое здоровье»
- «Где живут витамины?»
- «Полезные и вредные привычки»
- «Части тела»
- «Почему мы растем?»
- «Зачем нужна еда?»
- «Режим дня»
- «Мои верные помощники»
• Дидактические игры:
- «Да и нет»
- «Покажи части тела»
- «Разложи по порядку»
- «Где живут витамины?»
- «Полезная и вредная еда для зубов»
- «Здоровый малыш»
- «Оденем куклу на прогулку»
- «Опасно – не опасно»
- «Хорошо или плохо»
• Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов и др.
• Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, закаливание (сон без маек, умывание, босохождение, воздушные ванны, гимнастика пробуждения после дневного сна, ходьба по дорожкам здоровья, физминутки, дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастики, прогулка) ежедневно.
• Подвижные игры («Картотека русских народных игр»)
• Сюжетно-ролевые игры
• Пополнение спортивного уголка новым инвентарем (детские лыжи, «лыжи» из пластиковых бутылок, сухой бассейн для ног, вертушки, пособие «солнышко», платочки)
• Пополнение уголка здоровья новыми играми и пособиями (д/и: «Где живут витамины?», «Полезная и вредная еда для зубов», «Разложи по порядку», «Оденем куклу по погоде», «Выполни упражнение по схеме», «Хорошо или плохо»; пособия: «Будь здоров», «Если малыш поранился», «Органы чувств человека», «Тело человека (части тела)», «Зимние виды спорта», «Витамины», массажные рукавички)
• Чтение художественной литературы (см. Приложение 2)
• Просмотр мультфильма «Жила-была царевна» (серии «Замарашка», «Про еду»)
2. Взаимодействие со специалистами
На протяжении всего года воспитанники посещают бассейн, занятия по ритмопластике и физкультурные занятия, что способствует укреплению здоровья детей, формированию у них потребности в ведении здорового образа жизни.
3. Работа с родителями является важной частью в формировании основ здорового образа жизни ребенка, так как именно в семье ребёнок находит пример для подражания. Но в связи с тем, что не все родители имеют необходимые знания и умения по формированию основ ЗОЖ у детей, мною была запланирована и проведена работа, направленная на расширение и обогащение знаний родителей по данной теме.
Формы работы с родителями:
• Индивидуальные консультации на тему здорового образа жизни: «Безопасное поведение во время прогулки», «Безопасное поведение во время передвижения в помещениях детского сада», «Безопасные игры со снегом», «Правила поведения за столом», «Ситуации, опасные для жизни и здоровья», «Соблюдение правил личной гигиены»;
• Оформление папок – передвижек в родительском уголке (см. Приложение 3)
• Оформление памяток для родителей: «Профилактика ОРВИ», «Внимание: ветряная оспа», «Правила пожарной безопасности»
• Оформление плаката «Здоровый образ жизни»
• Проведение открытого занятия по теме «Мы здоровье сбережем» и родительского собрания «Забота о здоровье ребенка».
В целом, по моим наблюдениям, дети к концу учебного года стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания о неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику.
Несомненно, только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса может принести пользу в освоении навыков формирования здорового образа жизни.