04.06.2019
«Готовность к школе: что это такое?»
Вопрос 1: С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу- с шести или семи лет?
Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. Ребенку на момент поступления в школу должно быть не меньше 6,5 лет. В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые 2-3 месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты по их обучению показали, что ребенок 6 лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это играющий ребенок.
Массовая школа с такой психологической задачей справится не смогла и поэтому это не лучшим образом сказывается и на здоровье, и на психологическом развитии.
При этом можно отметить, что родители мальчиков чаще всего стараются отдать своих детей в школу как можно раньше, а родители девочек не торопятся. Мотивы родителей мальчиков ясны: за одиннадцать лет вперед они стараются просчитать все возможные шансы на поступление в вуз, на отсрочку от военной службы. Сложность заключается в том, что девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем девочки. Они более социально-адаптированы и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам.
Итак необходимо не забывать о нижней возрастной границе поступления в школу и об особенностях развития мальчиков.
Вопрос 2. Если ребенок очень умный, любознательный, умеет читать, с удовольствием рисует буквы, то не повредит ли ему «пересаживание» в детском саду? Не затормозит ли это его развитие?
Такие вопросы возникают обычно в том случае, если к началу учебного года ребенку не хватает одного, двух, трех, месяцев до шести с половиной лет.
В этом случае важно знать, что поступление первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.
Первый класс – это прежде всего письмо. А обучение письму – серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает много сил.
Детей, поступивших в школу раньше положенного возраста подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей. В первом классе все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и третьем классе.
Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.
Возрастной разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы.
Иными словами, если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки – единственное, что беспокоит родителей, не торопитесь с поступлением в школу.
Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе – это не одно и тоже.
Вопрос 3. Разве готовность к школе не определяется интеллектуальным развитием?
- Сам термин «интеллектуальное развитие» часто неправильно понимается родителями. Они путают интеллектуальное развитие и обученность.
- Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.
Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. .Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.
Кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.
Что такое школа в первую очередь – это система социализации, дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Урок – это форма принуждения. Он проходит под девизом: «Ты должен!». От таланта учителя, от школьной атмосферы зависит, насколько это принуждение пройдет успешно.
Вопрос 4. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие успешному вступлению в школьную жизнь.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого нужно приучать любое начатое им дело доводить до конца.
Самый важный способ развития относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению – читать ребенку сказки. Нужно читать или рассказывать детям сказки не менее получаса в день. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Занятия на фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.