Публикация статьи "РОЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" в журнале "Дошкольник РФ"
09.09.2025
Аннотация: В статье рассмотрена важная для системы дошкольного образования тема экологического воспитания. Автор выделяет наблюдение как один из основных методов изучения природы в условиях детских садов и описывает отдельные нюансы его организации.
Ключевые слова: экологическое сознание, наблюдение, интерес, познание, ответственность.
Экологическое воспитание дошкольников является одной из центральных задач современного образования. Данный процесс играет значительную роль в формировании личности ребенка, так как стимулирует интерес к природному миру, развивает ответственное отношение к экологии и воспитывает осознание последствий своих поступков. Более того, экологическое воспитание способствует развитию эстетического восприятия природы, способности замечать и ценить её красоту.
Эффективность экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях во многом зависит от подбора педагогами подходящих методов и форм работы. В данной статье мы остановимся на таком методе, как наблюдение. Следует отметить, что наблюдение является ключевым инструментом, позволяющим детям фиксировать изменения в природе и формировать ответственное отношение к окружающей среде. Наблюдая, дети не только развивают внимательность и критическое мышление, но и начинают испытывать глубокий интерес к природе и её явлениям.
Наблюдение относится к числу активных методов, так как подразумевает активную вовлеченность ребенка в процесс познания. Личный опыт свидетельствует, что дети, принимающие участие в наблюдательной деятельности, демонстрируют повышенный интерес к окружающему миру и стремление к его глубокому изучению.
Обычно наблюдение проходит на прогулках и является обязательной частью прогулок. Для повышения эффективности наблюдения желательно предложить детям разнообразные варианты наблюдений. Это могут быть простые задания, такие как наблюдение за деревьями, или более глубокие, подразумевающие запись данных и их последующее обсуждение. Подобные задания помогают детям сосредоточиться на деталях и развивают навыки наблюдения и анализа.
Использования иллюстраций и схем позволяет наглядно показать детям природные процессы, например этапы роста растений. Это помогает детям лучше понять природные явления, что лежит в основе формирования их экологической осознанности.
Процесс наблюдения рекомендуется сопровождать интересными вопросами и доступными заданиями. Это позволяет детям не только пассивно воспринимать информацию, но и активно участвовать в обсуждении, учиться рассуждать и аргументированно высказывать собственное мнение. Правильно сформулированный вопрос способен возбудить у детей инициативу, усилить их интерес к познанию, мотивировать на самостоятельный поиск ответов и желание обмениваться идеями с друзьями.
Подводя итог, можно утверждать, что наблюдение как активный метод познания играет существенную роль в экологическом воспитании дошкольников. Грамотно организованное наблюдение способствует возникновению у детей живого интереса к природе, стремлению к новым знаниям и эмоциональной связи с окружающей средой. Важно помнить, что объединение наблюдения с активизацией родителей способно значительно обогатить образовательный процесс, привлечь внимание детей к природным изменениям и сформировать у них осознание необходимости охраны и сбережения окружающей среды.
Список источников
1. Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Мозаичный парк, 2022. – 80 с.
2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2021.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.