13.09.2022
Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Он способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для установления причинно – следственных связей, раскрывают причину наблюдаемого явления, подводят к суждениям и умозаключениям.
Опыт всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, причём во время опытов недопустимо нанесение ущерба растениям и животным. Несложные опыты могут использоваться детьми в игровой деятельности и при уходе за животными и растениями уголка природы.
ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ОПЫТАМИ И ЭКСПЕРИМЕНТАМИ.
· Работа детей руками при помощи воспитателя.
Воспитателю приходится сталкиваться с тем, что ребенок (особенно 4 лет) боится манипулировать с малознакомыми предметами и объектами и говорит: «Я не могу, не умею». Если воспитатель возьмет руку ребенка в свою и будет действовать его рукой, это придаст ребенку уверенность.
· Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам.
Например: при получении промежуточных цветов радуги один ребенок получает оранжевый цвет, второй – голубой, третий – зеленый, четвертый – фиолетовый, а затем они объединяют свои усилия.
· Совместная работа воспитателя и детей.
Работа делится между всеми участниками эксперимента, включая воспитателя. Например, воспитатель готовит почву, дети лопаточки, формы для почвы, баночки с водой, семена, луковицы для посадки, таблички-указатели.
· Помощь воспитателя детям.
Если воспитатель замечает, что ребенок не справляется, отстает в работе, он может предложить свою помощь, привлекая ребенка к посильным действиям.
· Работа воспитателя по указанию детей.
Например: «Ребята, что мне надо сделать, прежде всего? Потом? А теперь? Проверяйте, правильно ли я все делаю».
· Сознательно допущенные воспитателем неточности в работе.
Выполнение, воспитателем неверных рекомендаций детей, давая им возможность внести исправления.
· Воспитатель – один из участников эксперимента.
В основе этого приема лежит непосредственное участие педагога в эксперименте, но таким образом, чтобы он оставался для детей «невидимым», чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно.