Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Площадь территории МАДОУ - детский сад № 453 "Радуга детства" -6705 кв.м., площадь здания - 854 кв.м. Здание рассчитано на 6 групп.
Групповые помещения на 6 групп: оборудованы приемными, помещениями для игр и занятий, спальными местами (2 группы на первом этаже), буфетной, умывальными и туалетными комнатами.
Помещения для работы медицинских работников:
- кабинет врача (медицинской сестры) – 1
- процедурный кабинет – 1
- санузел для медперсонала-1
Помещение для приготовления питания детей:
- пищеблок – 1
Объекты хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения:
- прачечная – 1
- гладильная – 1
- сан. узлы для персонала - 1
В детском саду имеются:
- музыкально-спортивный зал - 1
- методический кабинет – 1
- кабинет заведующего – 1
- кабинет завхоза - 1
- кабинет учителя-логопеда - 1
Оборудованные учебные кабинеты
В каждой группе (6 групп) созданы условия для реализации всех направлений развития детей в соответствии с возрастными особенностями детей, детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) и требованием реализуемой основной общеобразовательной программы: познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного, физического развития.
Объекты для проведения практических занятий
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:
Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками по освоению ими основной образовательной программы МАДОУ детский сад №453 "Радуга детства", основной образовательной программы для детей дошкольного возраста, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, техническимисредствами обучения.
Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал («заместители»), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Объекты ДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
· игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
· спортивным оборудованием и инвентарем (детские тренажеры, мячи, гимнастические маты и др.физкультурное оборудование),
· музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),
· учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
· компьютерным оборудованием, (интерактивные доски, интерактивный стол, ноутбук),
· аппаратно-программные и аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты),
· печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии, и др.).
Игровой материал для возрастных групп подбирается с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.
Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольного учреждения создана эффективная система информационного обеспечения. Имеющиеся в детском саду компьютеры, принтеры, телевизоры, интерактивные доски, являются мощными техническими средствами обучения, средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Для управления образовательным процессом и расширения возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные информационные ресурсы: сайт, электронная почта; имеются электронные картотеки по определенным тематикам (музыка, краеведение, изобразительная деятельность и др.).
Библиотека
Библиотечный фонд методического кабинета МАДОУ -детский сад № 453 "Радуга детсва" регулярно пополняется новыми учебными и научно-педагогическими изданиями;
- библиотека художественной литературы для дошкольников и педагогов МАДОУ пополняется новинками художественной литературы;
- в каждой возрастной группе для ежедневной помощи педагогу в осуществлении образовательного процесса содержится отобранная в соответствии с рабочей программой учебно-методическая литература для педагогов, художественная литература для чтения детям.
МАДОУ - детский сад № 453 "Радуга детства" ежегодно оформляет подписку на электронные журналы: «Управление ДОУ», «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальный руководитель».
Средства обучения и воспитания
Педагогические средства обучения и воспитания дошкольников в МАДОУ - детский сад № 453 "Радуга детства"
I. Материальные средства обучения (предметы материальной культуры):
натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты);
изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов и др.
игрушки: сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамидки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;
спортивные игрушки: мячи, обручи, скакалки, кольцеброс, и др.);
музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, барабаны, дудки и др.);
театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы бибабо; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски и др.;
технические игрушки: бинокли, микроскопы, калейдоскопы; строительные и конструктивные материалы:
наборы строительных материалов, конструкторы;
материал для экспериментирования;
оборудование для опытов, игровое оборудование и пр.; дидактический материал (раздаточный материал).
2. Технические средства обучения.
Технические устройства (аппаратура): мультимедийный проектор, экран; телевизоры; музыкальные центры.
3. Учебно-методическое обеспечение: периодические педагогические издания; методические разработки (рекомендации).
- Художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры): произведения живописи, музыки, предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература (в том числе энциклопедии для дошкольников), произведения национальной культуры (народные песни, фольклор)
- Средства наглядности (плоскостная наглядность): картины: дидактические картины (серии картин), репродукции картин известных художников, предметные картинки; предметно-схематические модели (календарь природы и пр.)
МАДОУ укомплектован коррекционно - развивающим оборудованием, средствами обучения и воспитания, для детей с ФФНР и ТНР в условиях логопункта, это позволяет осуществлять образовательный процес для детей с ОВЗ с речевыми нарушениями.
Условия питания обучающихся в учреждении
Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Таким образом, во всех ДОУ с продолжительностью пребывания детей более 3,5 часов организовывается горячее питание воспитанников, предусматривающее такое количество приемов пищи и их периодичность, чтобы длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышала 3,5 – 4 часов. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
Организация питания
Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание. Растущий и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. В детском саду этому вопросу уделяется огромное внимание. С этой целью в детском саду организовано 4-х разовое питание.
Выполнение норм основных продуктов:
Выдерживается достаточное обеспечение каллорийности и содержание всех жизненноважных пищевых компонентов:
- Используется максимальное разнообразие рациона;
- Проводится технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд;
- Пища, приготовленная на пищеблоке, всегда имеет хорошие вкусовые качества и привлекательный внешний вид блюд.
Организация питьевого режима:
· Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН.
· Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка.
· При питьевом режиме используется кипяченая вода.
· Учреждение оборудовано системой очистки воды - фильтр.
Условия охраны здоровья обучающихся
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) организацию питания воспитанников;
2) определение оптимальной учебной, режима учебных занятий;
3) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
4) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
5) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров;
6) обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду;
7) профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в детском саду;
8) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
9) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется по договору с МУ ДГБ № 13, 620075, г. Екатеринбург, ул. Педагогическая, 23
Лечебно-оздоровительная работа в режиме дня включает физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические процедуры для детей, в том числе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). Составление графиков проведения этих мероприятий требует гибкости и учета особенностей каждой возрастной группы. Составлением графиков занимались медики и педагоги, и все это вошло в единую основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Проводятся следующие лечебно-оздоровительные мероприятия:
· контрастные воздушные ванны;
· босохождение;
· пальчиковые игры;
· лечебная физкультура;
В МАДОУ существует система рационального и сбалансированного питания в соответствии с возрастными особенностями детей. Полноценное питание обеспечивается соблюдением норм и разнообразием продуктов. В течение всего года дети получают свежие фрукты, овощи и соки.
Эффективная реализация лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий позволяет получать положительные результаты в оздоровлении детей, что подтверждается результатами мониторинга здоровья детей.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
На сегодняшний день процесс информатизации в МАДОУ включает в себя несколько направлений деятельности:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Использование информационных технологий педагогами и специалистами МАДОУ позволяет построить образовательный процесс, дает возможность к развитию и саморазвитию, совершенствованию программно – методического комплекса. Использование данной технологии педагогическими работниками позволяет сделать следующий вывод:
- овладели навыками поиска информации в Интернете;
- умеют организовать образовательную деятельность (непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) с использованием информационных технологий.
- овладели офисными программами Exel, Power Point для создания мультимедийных презентаций;
- умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
- педагоги овладели способами и методами применения ИК - технологий в процессе саморазвития и самообразования.
2. Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе. Работа в данном направлении позволила:
- найти разные подходы к мотивации и стимулированию детей к организации образовательной деятельности;
- преподнести материал детям и родителям в доступной и наглядной форме;
- выбрать оптимальные средства, методы и приемы подачи материала детям в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- постоянно повышать свое профессиональное мастерство и профессиональную компетентность;
- использовать в своей деятельности бесплатные образовательные ресурсы и познавательные программы информационно – образовательного пространства.
3. Психолого – педагогическое просвещение родителей (законных представителей). Данный аспект осуществляется посредством сайта МАДОУ. Сайт является информационным пространством, предоставляющим информацию о конкретном образовательном учреждении, о его проблемах и трудностях, путях решения данных проблем, широко используя рекомендации и советы педагогов, специалистов образовательной организации.
Доступ к сети Интернет предоставлен интернет - провайдером Ростелеком.
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для повышения качества педагогического процесса в МАДОУ используются собственные электронные образовательные и информационные ресурсы:
- мультимедийные презентации;
- видеозаписи;
- мультипликационные фильмы, созданные детьми;
- интерактивные игры с использованием интерактивной панели "Колибри";
- мобильное электронное образование.
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для повышения качества педагогического процесса в МАДОУ используются сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы:
- обучающие фильмы;
- звуковые файлы.