Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ - детском саду № 453 "Радуга детство" издан приказ заведующего "О назначении ответственных за сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в МАДОУ".
Разработаны Положение "Об организации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ" и Положение "Об организации работы по индивидуальной карте учета динамики развития ребенка с ОВЗ".
Обеспечение
доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Конструктивные особенности здания МАДОУ детский сад №
453 «Радуга детства» не предусматривают наличие подъемников, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Основная задача педагогической работы– создание благоприятных условий для
всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и
гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и
патриотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе,
обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами,
осуществляющими развивающую деятельность: учитель – логопед, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник,
воспитатели.
Психолого – педагогическое сопровождение организации образовательного процесса:
Для создания механизма реализации личностно-ориентированного подхода на основе физического, психического и личностного развития детей, определения направления педагогической, логопедической и психологической помощи и поддержки детям на основе диагностических данных в МАДОУ внедрена такая форма взаимодействия педагогов как психолого-педагогический консилиум (ППк).
Целью ППкявляется создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
Основные задачи ППк:
- выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников;
- контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МАДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
1.Учитель–логопед проводит диагностику речевого развития ребенка; осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии ребенка; обследует ребенка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у него дефекта. Консультирует родителей (законных представителей), с целью обучения их методам и методам, и приемам, корректирующим речевые нарушения ребенка.
2.Музыкальныйруководительоказываетметодическуюи консультативную помощь родителям (законным представителям) по развитию музыкальных способностей детей.
3.Инструктор по физической культуре оказывает методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) в выборе эффективных форм, методов и средств физического воспитания и развития дошкольников в условиях семьи, сохранения и укрепления их здоровья. Обучает родителей основным приемам профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.
4.Воспитательорганизуетпедагогическоепросвещениеи консультирование родителей (законных представителей), направленные на обучения методам и формам организации воспитательного процесса в условиях семьи; планирует и проводит коррекционные и развивающие занятия на основе индивидуальных особенностей развития ребенка.
В ДОУ предоставляется детям
инвалидам бесплатное питание на основании законов Российской
Федерации:
Федеральный закон № 62 от 31.05.2002
года «О гражданстве Российской Федерации»
Федеральный закон № 195 от
10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения РФ»
Федеральный закон № 178 от
17.07.1999 года «О государственной социальной помощи»
Федеральный закон № 181 от
24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ»
Федеральный закон № 143 от
15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния граждан РФ»
Федеральный закон № 273 от
29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
Доступ
к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том
числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья.
Официальный сайт учреждения имеет
версию сайта для слабовидящих.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Материально - техническое обеспечение в МАДОУ предусматривает возможность оказания услуги для детей с ОВЗ следующих категорий: ТНР, ОНР и отдельных категорий детей - инвалидов. Для коррекционной работы специалистов имеется кабинет учителя – логопеда.
Музыкально-физкультурный зал предназначен для проведения музыкальных и физкультурных занятий, гимнастики, досугов, праздников и развлечений. Для удобства и координации работы физкультурных и музыкальных мероприятий, зал работает по специальному графику. В зале имеется:
- оборудование для занятий спортом (гимнастические скамейки, мягкие спортивные модули, мячи, обручи, кегли и т.д.),
-музыкальные инструменты (пианино, бубны, барабаны, ложки и др.), музыкальный центр.
-мультимедийное оборудование.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения занятий с детьми, детьми - инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ имеются:
- групповые комнаты используются для занятий игровой деятельности, кружковой и индивидуальной работы, оздоровительных мероприятий. Группы оснащены необходимым оборудованием, игровыми материалами: мягкой мебелью, центрами развития сюжетно-ролевых игр, дидактическими и настольно-печатными играми, уголками ПДД, уголками природы с комнатными растениями, исследовательскими лабораториями для экспериментирования. В большинстве групп имеются музыкальные центры для прослушивания песен и музыки, проведения гимнастики и праздников.
- музыкальный/спортивный зал используется для проведения музыкальный занятий, спортивных праздников, различных досугов, праздников. В ДОУ имеются пианино, телевизор, мультимедийный проектор, музыкальный центр, DVD-плеер, ноутбук. Для спортивных занятий, соревнований, оздоровительных мероприятий предусмотрены спортивный инвентарь и спортивные снаряды, тренажеры, мягкие модули и современное игровое оборудование.
Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья создан библиотечный фонд информационно-методического кабинета, который оснащен полным комплектом учебно-методической литературы по образовательным программам дошкольного образования и парциальным программам, регулярно пополняется новыми учебными и научно-педагогическими изданиями. Библиотека художественной литературы для дошкольников и педагогов имеется в соответствии с программными требованиями, регулярно пополняется новинками художественной литературы. В каждой возрастной группе для ежедневной помощи педагогу в осуществлении образовательного процесса содержится отобранная в соответствии с рабочей программой учебно-методическая литература для педагогов, художественная литература для чтения детям.
Методическая литература имеется по всем образовательным областям и соответствует требованиям ФГОС.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дети, дети - инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ имеют возможность заниматься спортом на открытых спортивных площадках, оборудованных безопасными комплексами для детей дошкольного возраста. На территории находится площадка для проведения физкультурных занятий и спортивных игр и оборудован спортивный комплекс для детей.
В здании имеется музыкально/физкультурный зал, оборудованный комплектом необходимого снаряжения и тренажеров, шведской стенкой, оборудования для организации спортивных игр, обучению и отработки основных видов движения.
Доступ к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не ограничен.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении имеются все необходимые пособия, технические средства. Каждая группа, кабинеты, музыкально/физкультурный зал, оснащен необходимым по возрасту игровым оборудованием, магнитными досками, игровыми модулями, дидактическими играми и наборами игрового обучающего оборудования, а также методическими пособиями, необходимыми для оптимального течения педагогического процесса. В достаточном количестве имеется материал для ручного труда и детского творчества Образовательная среда создается в соответствии с современными требованиями.
В работе с детьми с ОВЗ специалисты используют интерактивное оборудование с развивающими играми и программами, специализированную литературу и методические пособия, предназначенные для работы с детьми данной категории.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем МАДОУ созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
-издан приказ о назначении ответственных за сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в МАДОУ;
-для слабовидящих людей имеются таблички-указатели и план эвакуации со шрифтом Брайля;
на лестничных маршах внутри ДОУ обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтой тактильной полосой);
-на стеклянных дверях, во избежание травм, наклеен "Желтый круг" — предупредительный знак для слабовидящих людей.
Специальные условия питания
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ организовано 4-х разовое питание.
Питание воспитанников в МАДОУ организовано в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Учреждение работает по 10-дневному меню, утвержденному заведующим МАДОУ. В рационе питания используются пищевые продукты, обогащенные незаменимыми микронутриентами такими как: йодированная соль, витаминизированные соки, кисели и напитки, витаминизированный хлеб.
Продукция в детский сад принимается в соответствии с сертификатами качества, приготовление блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами.
Специальные условия охраны здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья организацию оказания первой медико-санитарной помощи в МАДОУ осуществляет МАУ "Детская городская поликлиника № 13", руководствуясь совместным Приказом Министерства здравоохранения СО № 1178-П и Министерства общего и профессионального образования СО № 210-д от 16.09.2014г. "О совершенствовании медицинского обеспечения в образовательных организациях Свердловской области.
В соответствии с лицензией и соглашением с МАУ «Детская городская поликлиника № 13» об осуществлении медицинской деятельности в ДОУ организовано медицинское обслуживание старшей медицинской сестрой и врачом.
Медицинские работники осуществляют комплекс профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий:
- организуют и проводят профилактические медицинские осмотры воспитанников, дают комплексное заключение о состоянии их здоровья;
- организуют и проводят иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря по эпидемическим показаниям;
- осуществляют медицинский контроль за организацией образовательного процесса, физическим воспитанием, санитарно-гигиеническим состоянием МАДОУ;
- следят за организацией питания;
организуют и проводят противоэпидемические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательном учреждении;
- предоставляют родителям (законным представителям) информацию о результатах профилактических осмотров;
- проводят анализ состояния здоровья воспитанников, эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий, анализ состояния иммунизации, доводит данную информацию до заведующего образовательным учреждением;
- оказывают воспитанникам медицинскую помощь при неотложных состояниях;
- ведут утвержденные формы учетной и отчетной документации.
Медицинский блок оснащен необходимым современным оборудованием и медикаментами, что позволяет качественно осуществлять медицинское обслуживание воспитанников.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для работы с детьми, детьми - инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья дошкольное учреждение имеет подключение к сети Интернет. В настоящее время использование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Инновационные технологии позволяют поддерживать мотивацию ребенка, заинтересованность его в получении и закреплении новых знаний, помочь ему найти свою нишу в окружающем его пространстве.
Основные направления использования ИКТ:
- оптимизация процесса электронного документооборота;
- создание электронных баз данных;
- повышение квалификации педагогов МАДОУ;
- развитие материально-технической базы МАДОУ;
- ведение сайта;
- проведение методических мероприятий с использованием ИКТ;
- организация конкурса методических разработок с использованием ИКТ;
- включение ИКТ в образовательный процесс;
- использование новых форм работы с детьми с применением ИКТ (участие в сетевых конкурсах, проектах, мероприятиях, публикации в сети Интернет);
- использование готовых цифровых образовательных ресурсов.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для повышения качества педагогического процесса используются электронные образовательные ресурсы: собственные электронные образовательные и информационные ресурсы, сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы.
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для повышения качества педагогического процесса в МАДОУ используются следующие технические средства обучения:
- мультимедийные презентации;
- видеозаписи;
- мультипликационные фильмы, созданные детьми;
- интерактивные игры;
- мобильное электронное образование;
- обучающие фильмы;
- звуковые файлы;
- программное обеспечение интерактивных панелей.